Зимники Якутии и Иркутской области. История зимника

Честно говоря, уже не думала, что что-либо напишу о зимниках, т.к. второй сезон не работаем. Сейчас мы пенсионеры в полном смысле этого слова. Вроде бы и писать не о чем. Все сказано, все написано. Но привычка и легкая грусть о прошедшем заставляет заглядывать в компьютер, смотреть фото и читать о зимнике. Да и знакомые по зимнику напоминают иногда о себе, отправляя нам то фотографии, то видео. Несколько раз присылали фото нашего Кормильца МАЗа-509. Писали о том, как ему работается с другим водителем, что видели машину, стоящего на подъеме к «вышке» — ушел в кукурузу. То видели его недалеко от Мирного.


Фото отправили водители из зимника.

А от последнего видео муж вообще ночь не спал. Расстроился жутко, жалел. Я уже писала, что машину мы отдали внучке, отец которой работал с нами на зимнике. Он там погиб, и мы все эти годы помогали внучкам; помогали, когда они разъехались и учились в ВУЗах. Отдав МАЗ, помогли внучке в последний раз, решили поддержать молодую семью с маленьким ребенком. С работой у зятя не получилось, и наш Кормилец ушел к другому владельцу. Как у того и почему не сложилось, мы не знаем.

Готовясь к зимнику летом, муж всегда занимался техобслуживанием и ремонтом, чтобы зимой в дороге чувствовать себя уверенным, что машина не подведет. Чаще, конечно, на зимнике приходилось с колесами возиться, меняя их. Все от человека зависит, от его желания работать и умения. Потому, работая зимой, в течение года не нуждались в финансах.

Прежний мой сайт на YouTube взломали и нашпиговали всякой китайской продукцией. Восстановить не удалось. Программист сказал, что ко мне зашли из США и Сингапура. Странно, чем этому островному городу-государству мои скромные видео материалы не понравились? Может, после публикации в газетах и показа нас на НТВ решили подсуетиться. Впрочем, не думаю, слишком я мелкий блогер для их внимания. Скорее все в моей безграмотности.

Как живется пенсионерам, могу ВАМ сказать откровенно — ИЗВОРАЧИВАЕМСЯ (!), не делаем необдуманных покупок, прежде чем что-то купить — думаем, а надо ли?! Не всегда правда получается, но не бедствуем. Живем от пенсии до пенсии, увы! Привычка работать и не киснуть никуда не делась! Крутимся, отдыхаем, как нам нравится. За моря и океаны не ездим. Не до жиру! В прошлом году приняла участие в конкурсе на издание книги, даже не надеясь, что выиграю! Выиграла грант Министерства культуры Бурятии на издание сборника детских сказок. Сумму выделили, на удивление, очень приличную! Вместо гонорара получила 75 книг, раздарила соседским ребятишкам, родственникам и знакомым, немного продала, оправдав доставку. Надеялась, что конкурс будет и в этом году, т.к. осталось не изданными еще очень много сказок, которые не видели свет. Но, увы!

Большое подспорье оказывают весной хозяева пикетов — там у них на зимнике остались мои книги, и они в конце сезона скидывают мне деньги за проданные за сезон книги. Недаром говорят: не имей сто рублей, а имей сто друзей! Как-то в комментариях к последнему рассказу о зимниках на дром меня просили написать, как нам живется на пенсии и чем мы будем заниматься. У меня огород, выращиваю лютики-цветочки, помидорчики-огурчики! Саша что-то строит, наводит порядок. В прошлое лето в горы не пришлось попасть, т.к. лето было дождливое, реки разлились, оказались для УАЗа непроходимыми. Зато несколько раз были в многодневных водных путешествиях по нашим рекам и Байкалу. Рыбачили летом и зимой, правда рыбаки с нас никудышные, но главное не рыбалка были целью. Отдых и созерцание! Но, бывает, накатывает такая лень, ничего не хочется делать. Диван, телевизор и книги. Наверное, возраст виноват.


Здесь искали и добывали золото.

Мои огородные дела:


Прошлое лето было дождливым и очень много грибов. Насушила, засолила и наморозила.


Вторая лодка под вещи. За две недели мы тогда прошли три реки, озера.


Это был последний в году поход. С шатром хорошо, комары не достают.


Старая бамовская дорога зарастает.

Читала на днях рассказ путешествующих по нашему зимнику, о том, что зимник как асфальт. Но мы-то знаем, каким бывает зимник в разное время сезона. Рассуждали, что зимник от Мирного до У. Кута пробили в середине 50-х годов, когда открыли месторождение алмазов. Нравится им дорога, сокрушались только, что местами приходится сбавлять скорость и спать некомфортно в машине. Они понятия не имеют о том, как пробивают в начале сезона дороги зимника.


Буровские мари пока не замерзли.


Фотографии эти мне выслали с зимника. Пробивают зимник, декабрь 2020 года.

А я вспоминаю, как же хорошо, когда день становится длиннее, с красивыми закатами и рассветами в марте и этим начинающимся экстримом весной. Вот когда самое время путешествий и море впечатлений. А этих, кто не видел всех красот и не получил адреналина, а промчался ночью, не видя зимника, мне жалко.

И еще, самое главное, почему я решила снова написать, это то, что нашему зимнику исполнилось в прошлом году 45 лет. Чтобы знали и помнили! Достроят федеральную трассу «Вилюй», и от того зимника уже ничего не останется. О старом зимнике я написала и в своей третьей книге. Но тираж был небольшой, хотя, наверное, на зимнике они еще есть. Пройдет совсем немного времени, и книги о зимнике Якутии и Иркутской области станут бестселлером, т.к. о том старом зимнике и как здесь работали люди больше нигде уже не увидят и не прочитают.


Карта зимника с указанием пикетов и наличия связи.

Открытая геологами летом 1955 года алмазоносная трубка «Мир» дала название «Мирный» рабочему поселку, выросшему среди нехоженой тайги. Один за другим открываются новые месторождения алмаза, строятся города, поселки, ГЭС. Якутия богата минеральными ресурсами: золото, алмазы, каменным углем и др. Идет разведка месторождений нефти и газа. Чтобы обеспечить доставку грузов для строящихся промышленных и социально-культурных объектов, на Якутский Север прокладываются зимники. Все понимают, что зимник это дорога жизни северян.

Привожу короткие исторические моменты, чтобы помнили и знали, как все начиналось. Ушли в прошлое те героические времена. Изменился облик зимника, новое поколение водителей дальнобойщиков все так же доставляют грузы в Якутию. На современных машинах преодолевают таежные километры. Для тех, кто здесь работает, эта дорога проверка на прочность. Показываю ВАМ фотографии истории зимника, которые мне прислали водители зимника и просто неравнодушные люди, чтобы включила их в свою третью книгу про зимники. Жалею, что нет фотографий начала нашей работы здесь, когда трасса была еще однополосная.

(Из книги «УМТС и алмазы к 45-летию на службе алмазодобывающей промышленности»): …В целях обеспечения нормальной работы автотранспортного парка зимой 1957-58 года на 135-м километре трассы Мухтуя — Мирный были построены три двухквартирных дома, гостиница для шоферов на 15 мест и другие подсобные помещения. Для внутренних перевозок в Мирном создали конный двор с пятьюдесятью рабочими лошадьми. (Автозимник из Усть-Кута в то время еще не был). Все поступающие грузы для алмазной промышленности и строительства соцкультбыта приходили по реке Лена в речной порт поселка Мухтуй. (Статус города и новое имя «Ленск» поселку присвоили в 1963 году)…


Так начинался алмазный край.


Здесь будет город Мирный .


Строительство Вилюйской ГЭС началось в 1960 году, закончилось в 1978 году.


Запоминай сынок — мы делаем Историю!


Изыскание зимника Мирный-Айхал в декабре 1961 года. Дорогу до Айхала, протяженностью почти 600 километров проложили за 37 дней.


Пробивают автозимник на Айхал.


Будет круглогодичная дорога Мухтуя (Ленск) — Мирный — Айхал.


1964 г.


1966 год.

Время тогда было горячее: завершалось строительство обогатительной фабрики №12 Удачнинского ГОКа, а материалов и оборудования из-за очень сложной транспортной схемы не хватало. Чтобы, не дожидаясь открытия навигации 1975 года, завести все необходимое для продолжения строительства фабрики, пришлось прокладывать по нехоженой тайге зимник протяженностью 1100 километров: от Усть-Кута до 106-го км трассы Мирный-Ленск. Работы по сооружению зимника начал 26 февраля 1975 года коллектив МУАД. В труднейших условиях зимник был проложен в рекордно короткий срок — всего за месяц. И уже 1 апреля автопоезд из 23 автомашин, груженных в основном длинномером и тяжеловеса, вышел в путь. Руководил автопоездом В.М. Очкасов. На ленскую трассу колонна вышла 1 мая. Этот зимник сыграл большую роль в завершении строительства 1-й очереди фабрики №12.

Фотографии Чиркова Александра. Его отец Чирков Николай Иванович начальник Мирнинского Управления автодорог руководил пробивкой усть-кутского автозимника 1975 г:


Не этот ли уже старый указатель со стрелкой мы и сегодня видим на зимнике. Реликвия, однако!

Впервые автопоезд идет по новому зимнику Усть-Кут — Мирный:

Кроме того, грузы доставлялись и воздушным транспортом. Это была очень напряженная и интенсивная работа. Были задействованы четыре «Антея», 7 самолетов АН-12 военно-транспортной авиации и 10 самолетов АН-12 Якутского и Восточно-Сибирского управления гражданской авиации. Грузы доставлялись с аэропорта «Мирный» в аэропорт «Полярный». В Мирный грузы приходили из Иркутска и Усть-Кута военным АН-12 и «Антеи». По воспоминаниям работников УМТС: «…Грузов было много, не успеешь «Антей» разгрузить, уже два АН-12 садятся… Заходишь в самолет, а там сплошь контейнеры…»

Работа шла круглосуточно: до 45 минут на загрузку и 25-30 на выгрузку самолета типа АН-12. Бригады грузчиков-механизаторов аэропортов отшлифовали свою работу до ювелирной точности: разнородный груз загружался с допуском примерно в пять сантиметров от края обшивки воздушного судна. Груз металлоконструкции, трубы, металлопрокат и многое другое. Зачастую самолеты, в нарушение всех правил перевозки на воздушном транспорте, вылетали в рейс с открытыми створками и торчащими сзади из люка на 2-3 метра негабаритными и длинномерными металлоконструкциями, швеллером, балкой и т.д. Командиры воздушных судов принимали всю ответственность за такие полеты на себя. И уже в 1976 году фабрика дала первые алмазы…

 


1986год перегоняют БелАЗы с Усть-Кута в Айхал.

По зимнику протяженностью 1100 километров оборудовали автопункты (пикеты) для обогрева и ремонта техники, установили рации. Так трасса Мирный — Усть-Кут была обеспечена связью. На перегон техники требовалось большое количество дизельного топлива и «Алмаздортранс» по всей трассе организовал завправки, которые работают и поныне.


Река Лена и сегодня остается главной транспортной артерией Якутии.


Усть-Кут. Идет загрузка баржи на Север.

…В 1977 году по новому зимнику водители Удачнинской автобазы доставили 75-тонные БелАЗы. ГСМ приходил в алмазодобывающий край в период навигации и по зимнику. Но были годы, когда из-за маловодия реки Лена или раннего замерзания реки запас ГСМ был ограничен. Даже при строгом лимите могло хватить только до 1 февраля следующего года. Вот тогда снова привлекалась авиация — самолеты АН-22 и ИЛ-76. Для перевозки требовались специальные емкости на лонжеронах для крепления их в самолетах. Всего необходимо было около 80 емкостей. Такие емкости Р-4 нашлись на одном из военных аэродромов Забайкальского военного округа…

В четырех километрах от г. Мирного по Ленской трассе стоит двадцатиметровая гранитная стена, на которой высечены фамилии 59 шоферов-первопроходцев. Это было в 1957 году. Подвиг совершила колонна из сорока автомашин во главе с Е.К. Бельским, первым начальником ПУ «АДТ», созданном на базе МУАД. Всего в состав колонны вошли сто человек. Провели переброску со станции Большой Невер сорока автомобилей с грузами для только что созданного треста «Якуталмаз». Дорога была сложнейшая, преодолевали реки, машины проваливались под лед. За полтора месяца прошли 2600 км, из них половина по бездорожью. 19 апреля 1957 г. колонну встречало все население Мирного, для них это был настоящий праздник. Управление треста «Якуталмаз» сообщило на митинге, что перед въездом в будущий город Мирный установят мемориальную доску с фамилиями лучших водителей, что вскоре и сделали.

Рядом с этой стелой в 2005 году был установлен въездной знак в город. Проезжая мимо стены многие дальнобойщики с «Большой земли» даже не подозревают, что здесь увековечили имена ШОФЕРОВ, таких же, как они сейчас, молодых и смелых. Ведь в том рейсе были в основном добровольцы.


Памятная доска шоферам первопроходцам, г. Мирный.

В своих рассказах на дроме и в книге о зимниках я писала о работе и показывала фотографии водителей дальнобойщиков. Но почти нигде не показала работу дорожников. В настоящее время МУАД обслуживает два района в Иркутской области и связанные между собой семь улусов (районов) Республики Саха (Якутия). Фотографии — чтобы знали, как ежегодно пробиваются зимники и с чего начинается сезон риска для тех, чья работа связана с этой дорогой.


Декабрь 2020 г.

Справка: Мирнинское управление автомобильных дорог (МУАД) ведет свою историю с 15 ноября 1960 года, в 2008 году стало самостоятельным структурным подразделением АК «АЛРОСА». Предприятие осуществляет ремонт и содержание круглогодичных автомобильных дорог и автомобильных зимников, общей протяженностью 4561 километр, в том числе круглогодичных дорог — 1127 километров, зимников — 3434 километра

ПОСЛЕСЛОВИЕ: Дорогие друзья, показала ВАМ старые фотографии начала строительства алмазного края. В каких условиях работали первые строители, как доставлялись на Север грузы. Зимник из Усть-Кута был проложен только через двадцать лет с момента открытия алмазов в Якутии. Надо отдавать себе отчет, что даже при наличии зимника машины не смогли бы осилить тот колоссальный объем перевозрок. В те годы техника была другой. Даже в наше время видавшие виды водители иногда сами удивляются современным перевозкам, негабариту с весом в десятки тонн. В то время это было бы на грани фантастики. Вся доставка производилась самолетами, но основная часть грузов в навигационный период шла по реке Лена.

К сожалению, качество старых фотографий неважное. Но примите их без осуждения. Просто посмотрите на людей, технику и те далекие события без критики, с душевной теплотой. Это всего лишь часть нашей нелегкой, но славной ИСТОРИИ. Рассказала ВАМ о том, что предшествовало открытию зимника «Усть-Кут — Мирный», которому исполнилось 45 лет!

Будьте счастливы и здоровы! Берегите себя! Альбина С.

Дром

Источник: travel.drom.ru